История издательского дела в Казахстане, связанная с выпуском учебных пособий для школ, началось во второй половине XIX века. В 1879 году было издано первое учебное пособие для казахских школ под названием «Казахская хрестоматия» в авторстве Ыбрай Алтынсарина в кириллической записи. Это был одним из первых учебных изданий, предназначенных для детей в сфере образования Казахстана.
С 1910 по 1926 годы в книгоиздании принимали участие деятели Алаш. Благодаря их труду национальная интеллигенция создала учебники на казахском языке по каждой отрасли. В течение следующих 70 лет, при Советском правительстве, Казахстан в основном использовал переводные учебные издания с русского языка, как и другие союзные республики. Кроме того, были разработаны лишь отдельные учебники по казахскому языку, литературе и истории Казахской ССР.
Практика разработки национальных учебников по всем школьным предметам страны возродилась в период независимости. Основой для этого стало принятие в 1996 году Целевой программы по подготовке и изданию учебников и учебно-методических комплексов (УМК) для общеобразовательных школ. Эта программа стала связующим звеном между современным учебным книгоизданием и деятельностью алашордынцев в 1910-х годах, заложившей основы наук и добившихся разработки и издания казахских учебников тиражом более 2 млн. экземпляров.
Принятая в 1996 году программа и последующие политические решения сформировали национальную сферу издания учебных книг в стране. Эта область включает учебниковедение, разработку учебников и УМК для организаций дошкольного и среднего образования, а также мониторинг их государственной экспертизы и доставки. С этой целью в 2005 году в соответствии с Постановлением Правительства РК от 29 апреля 2005 года №405 создан Республиканский научно-практический центр «Учебник». Позже, 5 июня 2008 года Правилам по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников и УМК был присвоен статус НПА.
Республиканский научно-практический центр "Учебник" был преобразован в Республиканский научно-практический центр экспертизы содержания образования с целью создания финансово-правовых условий для расширения сферы деятельности и повышения его потенциала сотрудников (в соответствии с Постановлением Правительства РК №821).
6 мая 2021 года Центр был переименован в Республиканский научно-практический центр экспертизы содержания образования. Организационно-правовая форма учреждения перешла от республиканского государственного казенного предприятия к республиканскому государственному предприятию на праве хозяйственного ведения. Это изменение имеет большое значение для реализации стратегических целей и расширения возможностей в хозяйственном управлении.
Оценка и критерии учебных изданий были обновлены в рамках проекта Всемирного банка «Модернизация среднего образования», более 2000 экспертов успешно прошли асинхронное обучение и получили соответствующие сертификаты.
Важной вехой в работе Профкома и предприятия стало подписание 1-го Коллективного договора BMSO, зарегистрированного 8 августа 2022 г. в отделе контроля трудовых отношений акимата г. Астана.
В марте 2023 года Центр впервые провел стороннюю экспертизу Типовых учебных программ.
Учебные программы, поступившие на экспертизу, были всесторонне рассмотрены и проверены более 500 опытными и квалифицированными учеными, педагогами-практиками и методистами.
Основанием для данной работы послужило утверждение Правил экспертизы типовых учебных планов и программ, а также корректировка действующих типовых учебных программ, проведенная
НАО им. Ы. Алтынсарина.